Очень часто звучит вопрос о том, как можно использовать знание о гунах в практическом применении к своему гороскопу. Как правило, в сегодняшней астрологии тема трех гун (саттва, раджас и тамас), в основном, затрагивается, когда речь идет о попытках как-то классифицировать Грахи (планетарные принципы). Поэтому выделяются так называемые "саттвичные", "раджасичные" и "тамасичные" Грахи. Например, в таком подходе, Юпитер представляет "саттву", а Раху - "тамас".
Насколько корректно определять йогические принципы Жизни, которыми являются Грахи, таким образом?
ГУНЫ КАК СВОЙСТВА УМА
Три гуны - саттва, раджас и тамас - представляют свойства Пракрити, то есть энергии. Это означает, что абсолютно все процессы в творении определяются именно этими тремя свойствами и их взаимодействием.
В йоге ум человека представляет энергию. Простыми словами, гуны - это свойства ума. Это означает, что любое сказанное слово, вид поведения, конкретная ситуация в жизни человека создаются под влиянием этих свойств ума и под влиянием способности самого человека работать с ними.
Чтобы ответить на вопрос, являются ли вообще Грахи "тамасичными", "раджасичными" или "саттвичными", полезно снова обратиться к теории йоги.
В 23 сутре Садхана Пады в Йога-Сутрах Патанджали говорится о том, что целью союза Пракрити (энергии) и Пуруши (чистого Сознания) является раскрытие сил, присущих обоим. Для Пракрити - это раскрытие самих сил Природы и развертывание Вселенной в творении. Для Пуруши - это раскрытие сил чистого Сознания.
В этом смысле Грахи представляют собой йогические формы Сознания. Они свободны от сил Пракрити и, как таковые, не зависят от свойств ума самого человека. Поэтому в своем чистом космическом виде они не могут нести свойства трех гун, потому что само Сознание является чистым светом. Грахи воздействуют на ум с целью раскрыть (увидеть) формы чистого сознание. В буквальном смысле Граха - это то, что "захватывает" именно ум.
Гуны являются свойствами, или состояниями, энергии (Пракрити). Это определенные состояния "текучести" энергии. По своей сущностной природе ум человека как раз и представляет энергию, и качество его энергии можно в разные моменты описать как раз именно этими состояниями: саттвичное состояние ума (равновесие), раджасичное состояние (активность) и тамасичное состояние (инерция).
КАК ПОНИМАТЬ САТТВА-ГУНУ?
Любой гороскоп в терминах йоги представляет выражение союза Пуруши и Пракрити. Ни один человек никогда не работает с Грахами в чистом виде: через гороскоп Грахи всегда расположены в каком-то знаке и не существуют отдельно от матрицы зодиака. В противном случае, человек не знал бы, что с ними делать, и как обратить на них внимание. То есть астрологически говоря, силы чистого Сознания (Грахи) воздействуют на матрицу ума человека (12 знаков), чтобы пробудить в нем глубинные процессы йоги.
12 знаков зодиака представляют энергию человека в гороскопе. Почему? Знаки зодиака, как и сама Природа, состоят из Первоэлементов. Есть огненные, земные, воздушные и водные знаки. Основа зодиака, его скрытая диалектика (в том числе, через точки пустот - ганданты) - это Акаш (пятый элемент). Весь зодиак - это энергетический потенциал человека. И гуны относятся именно к использованию знаков зодиака, а не планет.
- Раджас представляет собой свойство движения ума
- Тамас представляет свойство торможения ума
- Саттва представляет собой свойство ритма ума
На последнее определение саттвы хочется обратить особое внимание. Саттва - это баланс между раджасом и тамасом, то есть между силами движения и торможения. В этом смысле "благостность" может пониматься более точно. И поскольку такой баланс всегда создает определенный ритм, для ума это свойство означает самое главное медитативное свойство - поддерживать концентрацию и находиться в сбалансированном состоянии. В каждом моменте на ум всегда действуют все три гуны, это просто вопрос их баланса.
Для дхараны (медитации) саттва необходима, без нее этот процесс невозможен. Однако для этого нужно знать, как достигать равновесия между тамасом и раджасом, и всегда поддерживать это равновесие. Насколько ум человека находится в равновесии - настолько он саттвичен. В состоянии раджаса преобладает компульсивность, в состоянии тамаса - процессы торможения.
Это означает, что тот, кто называет, например, Юпитера "саттвичной" Грахой, достиг баланса ума в применении этого йогического Принципа. Тот, кто называет чистый йогический принцип Раху - "тамасом", такого баланса в собственном уме просто не достиг. Для него любое воздействие силы Раху на личный гороскоп вызывают в уме дисбаланс, и сила Раху через его ум работает исключительно как процессы инерции (торможения, отупения). Об этом же он будет говорить всем другим людям, потому что только так он и будет видеть этот йогический Принцип для себя. Но это не значит, что от этого сам чистый космический принцип Грахи приобретает качества какой-либо гуны.
Сознание - это Наблюдатель, и Грахи - лишь формы этого наблюдения. Наблюдение - это процесс, который по свой сути ни во что не окрашен, до тех пор, пока в него не вмешивается ум с имеющимся качеством (состоянием) его энергии.
Для приведенного выше примера это означает, что сам по себе йогический принцип Раху не несет в себе ни раджас, ни тамас, ни саттву. Вопрос состоит в том, что именно из этих трех свойств готов проявлять сам ум человека, сталкиваясь с силой Раху. Очень показательно, что для этой силы в Индийской мифологии используется термин "асур", и это имеет мало общего с привычным современным "демон".
Тот, кто опрометчиво называет йогический принцип Раху "демоническим" ("тамасичным") в астрологии, может задать себе вопрос: по каким причинам в самой Ригведе именно "асурами" названы также Сурья (Солнце) или Агни, и многие другие?
ЗНАКИ ЗОДИАКА И ГУНЫ
♈️♉️♊️♋️♌️♍️♎️♏️♐️♑️♒️♓️
Как уже и было сказано, 12 знаков представляют своеобразную "матрицу" ума, так как, подобно Пракрити, определены Первоэлементами, входящими в зодиакальный круг (+ пятый скрытый, "организующий" элемент). Из астрологии мы знаем, что зодиак представляет собой три группы знаков:
- Подвижные, или кардинальные (Чара) - отвечают за динамику
- Неподвижные, или фиксированные (Стхира) - отвечают за инерцию
- Двойственные, или мутабельные (Двишвабхава) - отвечают за адаптивность
Если внимательно посмотреть, связь с тремя гунами очевидна. Подвижные знаки несут свойство раджаса, неподвижные - тамаса, а мутабельные - свойства саттвы.
Здесь чрезвычайно важно отойти от взгляда на эти знаки как на "благостные" или "не благостные", потому что это не сможет объяснить, как это работает в гороскопе. Назвать себя каким-то одним знаком зодиака - это первая серьезная методологическая ошибка. Вторая состоит в том, чтобы определить себя как "саттвичный", "раджасичный" или "тамасичный" знак.
Все знаки зодиака доступны в гороскопе, также как для любого ума доступны саттва, раджас и тамас. Вопрос лишь в том, как сам ум работает с ними и укрепляется в саттве.
Для конкретного гороскопа это означает обратить внимание на конкретные положения своих мутабельных знаков. Где ум обретает "здоровый ритм"? Какие сферы жизни непосредственно обучают человека обрести концентрацию и равновесие ума? Какие планетарные положения помогают это сделать?
Одновременно: в каких состояниях мышления (домах) природно для данного гороскопа свойственна компульсивность? В каких сферах мышления свойственны процессы инерции? Подсказки о том, как работает ум, уже лежат в натальной карте.