.библиотека
|
Йога

Три принципа практической йоги

Процесс йоги происходит с каждым живущим, вне зависимости от того, осознает ли это сам живущий или нет (практикует ли он ее на физическом уровне или нет). Это происходит как постоянно сменяющиеся программы обучения, и этот процесс имеет точную астрологическую природу. Каждый такая программа уникальна и работает с человеком на уровне его физического, ментального и астрального тела. Например, время прохождения Урана по зодиаку - это 84 года. Одновременно это 1008 полнолуний, которые может испытать энергетическая система человека. Каждая планета несет свою обучающую программу для живущего. Для Земли 9 Грах (9 планет в Ведической астрологии) - это тот "академический" минимум, для которого человечество эволюционно готово (то есть достигло способности работать с программами этих планет как со своими базовыми программами обучения). Потому что продолжительность их циклов всегда укладываются в среднюю продолжительность Жизни человека на Земле.

Косвенно подтверждение этой астрологической идеи можно найти в третьей части Йога-Сутр (в Вибхути Паде), где говорится о преобразовании психической природы человека в процессе йоги. Это преобразование происходит вне зависимости от того, выполняет человек какую-то конкретную практику (садхану) или нет.

Йогическое преобразование происходит даже в силу самой смены последовательности Жизненного опыта (стадий), которые испытывает индивидуальное сознание (читта).

Вполне закономерно предположить, что в таком случае "йогический процесс" будет созревать очень медленно и раскрываться в индивидуальном сознании тысячелетиями, "перемалывая" в том числе всю кармическую структуру, которая за этим стоит. Просто потому что циклы преобразования самой Солнечной системы гораздо более масштабны.

Тем не менее, каждый может настроить этот процесс, добавив в него свою осознанность. На Земле человеку в этом смысле даны все необходимые практические инструменты.


ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЙОГИ

В самой первой сутре Садхана Пады в Йога Сутрах Патанджали называются основные составляющие практической йоги. Согласно этой сутре, это Тапас, Свашдхъяя и Ишвара пранидхана.

  • Тапас - внутреннее усилие

  • Свашдхъяя - самоизучение

  • Ишвара пранидхана - преданность Жизни как своему Учителю

Сложность изучения любых систем Восточной философии состоит в определенном психологическом барьере видеть (и переводить) сложные (и не знакомые) для себя термины, особенно на санскрите. Но суть состоит в том, что ясность и внутренняя логика Йога-сутр позволяет увидеть даже такие сложные философские термины непосредственно в своей собственной Жизни (возможно никак не связанной с практикой йоги). Достаточно просто промедитировать это внимательно в себе и увидеть здесь нить ("sutra" переводится как "нить"), ведущую к своей индивидуальной Жизни.


ТАПАС

Тапас - это внутреннее рвение понять свою настоящую Природу. Искреннее устремление преобразовать себя во что-то лучшее. Усилие преодолеть конкретную психологическую проблему, если она имеется на данный момент. Это предполагает высокий уровень честности перед самим собой.

Что человек искренне хочет? По-настоящему разобраться в своем "сложном" периоде или продолжать получать скрытую психологическую выгоду от драматизации сложившихся вокруг себя обстоятельств?

Йога означает взять ответственность за все, что происходит в собственной Жизни и прекратить жаловаться, проявлять неудовольство и ныть. Но для этого нужно собственное внутреннее усилие. Без этого процесс йоги не возможен. Тапас - это искреннее рвение осознать и преодолеть границы своего невежества (оно есть у каждого). Это также готовность ограничить проявления своего недисциплинированного ума. По этой причине "тапас" в более конкретном значении в йоге определяют как аскетизм, потому что в основе любой аскезы лежит искреннее, непреодолимое устремление. Не остановиться перед конкретными трудностями и просто продолжать. Продолжать процесс своего ученичества, даже если сейчас это выглядит как психологически "сложный" период в гороскопе. Если человек не развивает свой тапас, проходить некоторые астрологические периоды для него оказывается весьма сложным психологически. Он просто теряет ощущение цели в этом обучающем процессе.

Чем отличается тапас от простого желания? Желания человека меняются ежеминутно, в зависимости от конъюнктуры обстоятельств Жизни. Но если есть тапас - стремление выйти за пределы своих внутренних ограничений - этот стержень способен скрепить все астрологические периоды, которые проходит человек, воедино. Наличие тапаса позволяет смотреть на свою Жизнь как на целостный образовательный процесс, а не как на хаотическую и неожиданную смену периодов. В одном астрологическом периоде могут реализовываться одни желания и не реализовываться другие, это нормально, но это становится причиной многочисленных разочарований, которые рождает сам ум. Если же человека ведет его тапас, а не его желания, то эмоциональная оценка конкретного астрологического периода ("хороший" или "не очень") для него теряет всякий смысл, потому что для него - это просто период, в котором нужно уделить пристальное внимание определенным вещам в себе, и перестать тратить энергию на другие вещи.

В переводе с санскрита "тапас" означает "жар", "огонь". Поэтому говоря языком астрологии, усиление тапаса означает работу с астральными качествами своих огненных знаков. Если человек не может зажечь огонь Жизни в самом себе, как он может рассчитывать на то, что сама Жизнь будет поддерживать его?

Для того, чтобы далекие структуры космоса видели, что человеку нужно больше подсказок, помощи и руководства, эти структуры должны хотя бы видеть его. То есть как-то идентифицировать (распознать) эту маленькую клеточку в организме Солнечной системы. А для этого она, эта клеточка, должна сама начать пульсировать своим светом, пульсировать своим огнем и постепенно усиливать эту вибрацию. Так Космос понимает, что этот процесс (тапас) активно происходит, он разгорается, и по отношению к этой "клетке" нужно проявить больше внимания, чтобы качественно обеспечить ее йогический процесс.

В противном случае, эта "клетка" пребывает в спящем режиме в "затененных" уголках Солнечной системы, и о ней тысячелетиями никто особо не знает, пока она блуждает в собственном драматическом опыте. Очевидно, что Солнечной системе не интересна психологическая драма ума отдельного человека в виде его постоянно сменяющихся неуверенностей, переживаний и страхов. Эволюция Солнечной системы - это, мягко скажем, несколько иной по масштабам духовный процесс.

Понимание тапаса может объяснить многое, в том числе, и в астрологии. Например то влияние Сатурна, которое в некоторые периоды Жизни человека может чувствоваться очень интенсивным. Сатурн не отступает до тех пор, пока человек не выполнит адресованную ему программу обучения. Однако происходит это, в первую очередь, потому что в самом человеке к данному этапу его Жизни уже сформировался определенный тапас - личное устремление поработать с этим. Это меняет представление о природе принципа Сатурна. Сатурн всего лишь включается в работу каждый раз, когда в самом человеке появляется малейший (пусть и неосознанный) внутренний импульс к преобразованию себя во что-то лучшее. Поэтому прежде, чем оценивать любое имеющееся воздействие Сатурна, важно сначала честно для себя увидеть, что сам запрос на это воздействие, на самом деле, уже был когда-то сформирован лично.


СВАШДХЪЯЯ

В широком смысле "Свашдхъяя" понимается не только как изучение книжной мудрости. Это глубокий процесс самоизучения и самоисследования. Это означает внимательное изучение Жизни через все, с чем можно столкнуться в процессе проживания любого своего астрологического периода. Для тех, кто увлечен астрологией, это включает изучение собственного гороскопа в процессе самого жизненного опыта. Астрологическое самопознание может (и должно) быть включено в повседневный контекст самоизучения, потому что влияние Солнечной системы присутствует ежеминутно.

Здесь смысл состоит в слове "самостоятельно". "Сва" на санскрите означает "свой", "самостоятельный". Это выдвигает определенные требования к формированию адекватного отношения к теме "учитель". Взять ответственность за процесс изучения своей Жизни на себя и не делегировать это другим знающим людям, какими бы знающими они не казались. Если человек не способен видеть всю Жизнь тотально как Учителя в миллиардах ее форм, он будет эмоционально привязываться к комфортной для него форме учителя и постоянно исключать любые другие формы учителей, которые регулярно приходят к нему со своими посланиями в его Жизни в других сферах. На языке астрологии это означает "заковать" себя в свой непроработанный 9 дом (с присущими ему в этом смысле идеализмом и догматизмом) и не видеть учителей во всех остальных домах своего гороскопа. Научить глубине Жизни может даже маленький муравей, который ползет по руке. Вопрос лишь в том, видит ли сам человек муравья как своего Учителя или нет.

Развитие этого принципа позволяет двигаться в любых своих периодах более свободно и легко. Даже в самых сложных периодах есть возможность внимательно присмотреться к обстоятельствам и найти в их проявлениях своеобразную книгу, которую можно с огромным интересом прочитать в данный момент.


ИШВАРА ПРАНИДХАНА

Третий принцип позволяет отпустить тот излишний контроль, который мешает проживать "сложные" астрологические периоды глубоко и с интересом. Известно, что аэрофобия (боязнь перелетов) - одна из самых распространенных фобий в 21 веке - психологически основывается на двух факторах: абсолютное незнание технического процесса полета и (как следствие) желание контролировать этот процесс в своей голове во время полета. Две вещи, которые нужно знать человеку, который стремится преодолеть любые проявления аэрофобии: 1) самолет - это технически самый безопасный вид транспорта на планете на сегодняшний день (это легко подтвержает любая статистика) 2) в самолете он находится рядом со специалистами, которые профессионально обучены совершить для него этот процесс безопасно и комфортно. Всё. С этого момента можно просто наслаждаться полетом вместе с апельсиновым соком и пончиком. Или заняться необходимой в этот момент работой, если это предполагают обстоятельства.

Подобный эффект возникает во многих так называемых "сложных" астрологических периодах. Вместо того, чтобы посвятить всю свою творческую энергию самому этому периоду (если присмотреться, в нем много чего интересного), человек истощает себя страхами ("что будет дальше"), неуверенностями ("я сам не справлюсь") и прочими эмоциями, которых могло бы и не быть, если бы он доверял Жизни.

Ишвара пранидхана означает способность видеть, что за любым астрологическим периодом стоит мудрый и любящий направляющий принцип Истинной Жизни. Любой период настроен так, чтобы человек мог чувствовать любовь и поддержку Жизни. Она присутствует каждую секунду, ведет и направляет, и это можно увидеть. Но для этого в самом сердце человека должно быть достаточно любящего принципа и преданности, чтобы в отражении всех обстоятельств и глазах других людей вокруг он мог увидеть то же самое.